Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
zoom_in
zoom_out
Sevastopol Sity RU-SEV Crimea Respublika RU-CR Krasnodar Kray RU-KDA Adygey Respublika RU-AD Kalmyk Respublika ru-kl Astrakhan' Oblast RU-AST Volgograd Oblast RU-VGG Rostov Oblast RU-ROS Dagestan Respublika RU-DA Ingouchie|Inguchétia|Inguschetien|Ingushetia|Ingushetiya|Ingush Republic|Ingushskaya Respublika|Respublika Ingushetiya Ingush Respublika RU-IN Kabardin A.S.S.R.|Kabardino-Balkarskaya A.S.S.R.|Kabardino-Balkariya|Kabardino-Balkarsk|Kabard|Kabardino-Balkarskaya Republic Kabardin-Balkar Respublika RU-KB Karaçay-Çerkes|Karachay-Cherkessiya|Karachayevo-Cherkesskaya Respublika|Karachayevo-Cherkessiya|Karachayevo-Cherkess Republic|K Karachay-Cherkess Respublika RU-KC Kuzey Osetya|Respublika Severnaya Osetiya|Severnaya Osetiya-Alaniya|North Ossetian A.S.S.R.|Republic of North Osetia-Alania North Ossetia Respublika RU-SE Chechnya Respublika RU-CE Stavropol' Kray RU-STA Belgorod Oblast RU-BEL Bryansk Oblast RU-BRY Vladimir Oblast RU-VLA Voronezh Oblast RU-VOR Ivanovo Oblast RU-IVA Kaluga Oblast RU-KLU Kostroma Oblast RU-KOS Kursk Oblast RU-KRS Lipetsk Oblast RU-LIP Moskovsskaya Oblast RU-MOS Orel Oblast RU-ORL Ryazan' Oblast RU-RYA Smolensk Oblast RU-SMO Tambov Oblast RU-TAM Tver' Oblast RU-TVE Tula Oblast RU-TUL Yaroslavl' Oblast RU-YAR Moskva Sity RU-MOW Karelian A.S.S.R.|Karelo-Finnish A.S.S.R.|Karel'skaya A.S.S.R.|Olonets|Olonetskaya G.|Kareliya|Republic of Karelia Karelia Respublika RU-KR Komi Respublika RU-KO Arkhangel'sk Oblast RU-ARK Vologda Oblast RU-VLG Kaliningrad Oblast RU-KGD Leningrad Oblast RU-LEN Murmansk Oblast RU-MUR Novgorod Oblast RU-NGR Pskov Oblast RU-PSK City of St. Petersburg City RU-SPE Nenets Avtonomnyy Okrug RU-NEN Bashkortostan Respublika RU-BA Mariy-El Respublika RU-ME Mordovia Respublika RU-MO Tatarstan Respublika RU-TA Udmurt Respublika RU-UD Chuvash Respublika RU-CU Kirov Oblast RU-KIR Nizhegorod Oblast RU-NIZ Orenburg Oblast RU-ORE Penza Oblast RU-PNZ Samara Oblast RU-SAM Saratov Oblast RU-SAR Ul'yanovsk Oblast RU-ULY Perm' Kray RU-PER Kurgan Oblast RU-KGN Sverdlovsk Oblast RU-SVE Tyumen' Oblast RU-TYU Chelyabinsk Oblast RU-CHE Khanty-Mansiy Avtonomnyy Okrug RU-KHM Yamal-Nenets Avtonomnyy Okrug RU-YAN Altay Respublika RU-AL Buryat Respublika RU-BU Khakass Respublika RU-KK Altay Kray RU-ALT Krasnoyarsk Kray RU-KYA Omsk Oblast RU-OMS Novosibirsk Oblast RU-NVS Tomsk Oblast RU-TOM Tuva Respublika RU-TY Irkutsk Oblast RU-IRK Chita Oblast RU-ZAB Kemerovo Oblast RU-KEM Chukchi Autonomous Okrug Avtonomnyy Okrug RU-CHU Sakha (Yakutia) Avtonomnyy Okrug RU-SA Khabarovsk Kray RU-KHA Sakhalin Oblast RU-SAK Kamchatka Oblast RU-KAM Yevrey Avtonomnaya Oblast RU-YEV Amur Oblast RU-AMU Primor'ye Kray RU-PRI Maga Buryatdan Oblast RU-MAG
Росстат в соцсетях

Подписывайтесь и следите за деятельностью Федеральной службы государственной статистики в социальных сетях

История статистики региона

 

 О развитии государственной статистики в Тульском регионе (историческая справка)

            Основы государственной статистики были заложены в начале XIX века. Высочайшим Манифестом от 8 сентября 1802 года (20 сентября по новому стилю) министерствам было поручено проводить сбор письменных отчетов.

            Развитие российской государственной статистики в губерниях началось в середине 30-х годов XIX века, когда для полного и глубокого познания о состоянии дел в каждой губернии «было предписано губернаторам по особой форме сообщать необходимые сведения по разным разделам статистики», и тогда потребности государства вызвали необходимость приступить к организации статистических работ.

            20 декабря 1834 года Высочайше утверждены «Правила для Статистического Отделения при Совете Министерства Внутренних дел и Статистических Комитетов в губерниях».

            28 января 1835 года Указ Императора о необходимости создания Губернских статистических комитетов и Высочайше утвержденные документы были направлены Начальникам губерний «для сведения и должного исполнения».

             Тульский губернский статистический комитет был открыт одним из первых в России, 15 мая 1835 года . Его первым председателем стал Тульский гражданский губернатор, генерал-майор Ельпидифор Антиохович Зуров. Губернский статистический комитет подчинялся статистическому отделению, а затем с 1853 года Центральному статистическому комитету Министерства внутренних дел.

            Новый этап в развитии губернской статистики наступил после введения нового Высочайше утвержденного 26 декабря 1860 года «Положения о губернских статистических комитетах», в котором были определены задачи комитета, состав и денежные средства.  Необходимость введения этого   Положения было обусловлено подготовкой к проведению реформы 1861 года. По Положению главной задачей комитета являлось «исправное содержание местной административной статистики, а именно, в установлении по каждой губернии правильных способов собирания по требованиям Правительства и указаниям Центрального Статистического комитета, точных статистических сведений о количестве и качестве земель, народонаселении и производительных силах губернии, проверке и обработке этих сведений по однообразным формам, установленным МВД».

           Внедрение земского самоуправления явилось колоссальным шагом вперед в развитии страны. Частичное высвобождение общества из-под контроля государства, хотя бы на местном уровне, дало свободу общественной инициативе и самодеятельности. Земским учреждениям требовались подробные статистические данные, которые правительственная статистика им дать не могла. А «без статистических данных и местных исследований нет правильного понятия о деле». Так в конце XIX века ведущая роль в области правительственной статистики переходит к земской статистике, которая сыграла прогрессивную роль в истории нашей отечественной статистики.

            В 1909–1917 годах оценочно-статистическим отделом Тульской губернской земской управы заведовал П.И.Попов, который в 1918-1922 годах был первым руководителем Центрального статистического управления РСФСР, а затем до 1926 года - руководителем ЦСУ СССР. Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года коренным образом изменила организацию и методы буржуазной статистики и положила начало статистике социалистического общества. 25 июля 1918 года глава Российского правительства В.И.Ульянов (Ленин) подписал Декрет Совета Народных комиссаров «О государственной статистике (Положение)». Этим было положено начало деятельности Центрального Статистического Управления (ЦСУ СССР).

            12 сентября 1918 года Тульский губернский исполнительный комитет для ведения учета во всех отраслях народного хозяйства и культурно-социального строительства постановил преобразовать статистический отдел бывшего губернского земства в статистический отдел Тульского губернского исполнительного комитета с правами самостоятельного учреждения. Первым заведующим Статистического отдела советского периода стал Т.Катуркин. В состав статистического отдела входили штатные, внештатные (временные) работники и переписной отдел. В каждом районе при исполнительном районном комитете (РИКе) числился один статистик, которому оказывали помощь добровольные корреспонденты. Советскую статистику приходилось создавать заново. Основными чертами органов статистики стали единая централизованная система статистических работ, единое методологическое руководство учетом, отчетностью и статистикой, тщательная проверка и обеспечение достоверности и объективности статистических данных, неразрывная связь с задачами хозяйственного и культурного строительства.

            Великая Отечественная война внесла существенные изменения в работу органов государственной статистики. Одной из основных задач военного периода стала оперативность статистической отчетности. Для достижения этой цели были изменены программы статистических работ, методы наблюдения и разработки статистических материалов. Была организована суточная и декадная отчетность о выполнении плана по некоторым важнейшим видам промышленной продукции в натуральном выражении. Был налажен строжайший учет особо важных видов сырья, материалов и оборудования. Большое значение придавалось срочным отчетам о положении дел в освобожденных от врага районах, о ходе восстановительных работ в этих районах, о снабжении населения продовольствием и промышленными товарами.

            Помимо ускоренной текущей отчетности первостепенное значение приобрели многочисленные срочные переписи материальных ресурсов, строительных механизмов, численности населения и его возрастной и половой состав, переписи государственной и кооперативной промышленности, скота у населения, состоянии сельскохозяйственных машин и инвентаря.

           Новые и сложные задачи встали перед статистикой в послевоенный период: разработка и своевременное предоставление правительству достоверных, научно-обоснованных статистических данных, отражающих ход выполнения государственных планов, развитие механизации учета и применение усовершенствованных счетных машин в статистической работе. Кроме того, статистики должны были не только получать сведения от предприятий и учреждений, но проверять и устанавливать причины невыполнения плана и содействовать его выполнению.

           В начале 90-х годов, в условиях перехода к рыночной экономике, для органов государственной статистики наступает новый период - реформирование российской государственной статистики . Осуществляется перестройка деятельности и организационных структур статистических органов в условиях перехода предприятий на полный хозрасчет и самофинансирование.

            В последние годы роль статистики  становится все более значимой. Это вызвано глобальными процессами, происходящими в обществе, развитием экономических знаний, основанных на информационно-телекоммуникационных технологиях.

           В ноябре 2007 года принят Федеральный закон № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», который явился правовой основой для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно-обоснованной и своевременно представляемой официальной статистической информации о социально-экономических, демографических и  экологических процессах в Российской Федерации. Положения Закона направлены на обеспечение единых правил осуществления официального статистического учета, основанных на статистической методологии, соответствующей требованиям международных стандартов. Предусматривается широкая доступность граждан к официальной статистической информации.

          В масштабах государства работу по обеспечению органов власти и населения достоверной статистической информацией организует и координирует Федеральная служба государственной статистики, в Тульской области - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тульский области (Туластат), который в своей деятельности руководствуется установленными вышестоящей организацией методологией статистических показателей, формами отчетности, методами сбора и обработки статистических данных. В состав Туластата входят 15 отделов областного аппарата и 24  районных структурных подразделения госстатистики, из которых 15 объединены в 6 районных отделов и 9 присоединены к отделу Туластата.

           Туластат организует и проводит государственные статистические наблюдения по 250 формам; осуществляет сбор и обработку, защиту и хранение статистической информации; предоставляет всем пользователям равный доступ к открытой статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении региона.

           С 2000 года Тульский областной комитет государственной статистики возглавляет В. В. Нехаев.